рейтинг
4
16.02.17
Тест Nokian RockProof 2017Nokian RockProof: Первый настоящий тест в ЮАР |
Для меня появление новой внедорожной резины — это всегда праздник! Так можно перефразировать известный фильм. Однако, когда топовый производитель шин выбрасывает на рынок новую грязевую модель — это событие.
Журнал OffRoadClub.Ru одним из первых делится впечатлениями от новых внедорожных шин Nokian RockProof, испытания которых проходили в Южно-Африканской Республике.
Журнал OffRoadClub.Ru одним из первых делится впечатлениями от новых внедорожных шин Nokian RockProof, испытания которых проходили в Южно-Африканской Республике.
Матчасть
Начнем с патриотизма — почти все популярные типоразмеры шин Nokian RockProof будут выпускаться в России на заводе во Всеволожске, откуда вас также ждет репортаж на страницах OРК. Да-да, мы можем смело гордиться, что где-нибудь в Европе или в Америке люди будут ездить на шинах, на которых будет надпись “Made in Russia”. Даже в ЮАР, для международных тестов были представлены шины именно с этой надписью.
Первое, что стоит знать о Nokian RockProof, что эти шины производятся с использованием технологии усиления боковин арамидными волокнами. Если не вдаваться в химические подробности, то это примерно тоже, что и усиление кевларом в шинах GoodYear.
Усиление резиновой смеси синтетическими волокнами предназначено, прежде всего, для улучшения стойкости боковины к появлению «грыж». То есть, при наезде на серьезное препятствие, например, на упавший на дорогу кирпич или на бордюр с острым краем, или при попадании в большую выбоину, у шины будет больше шансов сохранить свою работоспособность.
На серьезном бездорожье это может быть пенек или острый камень, на который колесо наедет при спуске с горы или при переезде вброд. При этом попадание на такое препятствие на асфальте, на скорости, более опасно, но там есть эвакуаторы и цивилизация, а на бездорожье остается надеяться только на «крепость рук, на руки друга и вбитый крюк».
Естественно, что это не защита от боковых порезов. Если вы нарветесь на острый кусок железа или брошенную в колею борону, то никакой кевлар или арамид не спасет ваши шины от мусорки. Однако, тут есть каверза — если RockProof окажется в сегменте флагманских моделей Nokian, то, возможно, на него будет также распространяться и гарантия от повреждений, которая есть у Hakkapeliitta 8 и теперь уже у Hakapeliitta 9.
Шины Nokian RockProof разработаны и созданы на основе всего накопленного опыта компании Nokian Tyres. Предыдущая попытка представить на рынке грязевые шины буквально провалилась, но в Nokian не скрывают, что даже не пытались делать на нее ставку и практически не вкладывались в раскрутку модели на рынке. К новой модели уже на старте возник более серьезный интерес и в России, и за границей.
Рисунок протектора RockProof сразу отсылает нас к североамериканскому рынку. Это что-то более «навороченное», чем почившая в истории популярная шина BFGoodrich Mud-Terrain KM1. Соответственно, от RockProof стоит ожидать очень похожих характеристик на оффроуде, а вот на асфальте придется «попотеть», чтобы вспомнить, как управлялась и шумела КМ1 и попытаться сравнить ее с новинкой.
Основной практический момент рисунка протектора новинки — это наличие почти по всей длине канавок «удалителя камней» — специального возвышения по центру канавки, которое призвано усилить ее стойкость к порезам от острых камней и выталкивать их из протектора. Чтобы не отвлекаться в будущем на этот момент скажу, что удалитель реально работает!
Постоянно анализируя состояние шин и протектора на тесте, мы обнаружили, что камни остаются в протекторе в тех местах, где удалителей камней нет. При этом бывшая на тесте новая АТ-шная резина Ratiiva AT Plus вовсю набирала в протектор камни и не спешила их отдавать природе.
Более подробно новую модель Nokian RockProof мы уже рассматривали в статьях «Кто на новенького?» и «Первое знакомство», как раз после посещения завода во Всеволожске. Пора переходить к впечатлениям от тестов.
Внедорожные прерии южноафриканской «Рязани»
Вам смешно? А нам нет! Пролететь половину земного шара, чтобы очутиться среди пейзажа, напоминающего заросли вокруг дачи друга где-нибудь под Рязанью или под Саратовом. Не хватает только берез, а среди травы иногда попадаются странные растения, которые принято называть кактусами. Где Африка? Где слоны?
Пока все «дрались» за «жилищный вопрос» — кто поедет на Land Rover Defender, кто на Toyota Fortuner, а кто на Toyota Hilux в исполнении Arctic Trucks, я отжал себе сюрреалистичный, — внимание, — праворульный пикап RAM 1500. Это чудо американского автопрома очень диковинно для здешних мест и другого такого или похожего мы так и не встретили.
Чтобы жизнь не казалась журналистам из России, США и Германии не казалась раем, нас привезли на полигон, где тренируются военные и полиция. На территории площадью 150 гектар разместились все типы испытательных трасс от скоростного кольца, до съездов с элементами триала под углами до 100% (45 градусов). Никакая фотография не передаст того ощущения, когда висишь на ремнях и при этом еще прыгаешь по «ступенькам», и это еще не самая крутая местная горка.
Несмотря на прошедший прошлым вечером дождь, все трассы представляли собой подсохшую смесь глины, песка и камней. Классический коктейль для Америки, но, конечно, не для России с ее черноземами, глинами и другими радостями джипера. На давлении 2,5 атмосферы ездили по африканским оффроудам как по асфальту. Было даже скучно и реальной грязи по сути не было. Но это было начало.
После разминки нас потащили по полигону с настоящим триальчиком. Бедняга РЭМ содрогался всем телом, когда его заставляли крутиться на месте, а потом залезать без блокировок по камням в горку. Свисающий фаркоп постоянно вгрызался в грунт или камни, но не отламывался. Надо отдать должное, Дефендер на Ratiiva AT Plus полз за обутыми в МТ-шку автомобилями и не отставал. Тестеры требовали «риал офф-роуд» и организаторы нашли нам лужу.
Дальше понятно, что лужа стала эксплуатироваться вдоль и поперек, ходом и внатяг и вот тут АТ-шка сдалась и смогла проехать короткий отрезок только ходом. Выйти на небольшой бугор без инерции Дефендер просто не смог. Чего не скажешь о машинах на МТ-шной резине. Даже простой и кондовый РЭМ без электроники и блокировок проехал буерак без особых затруднений.
Чтобы не было скучно, для тестеров нашли еще и специальные грязевые ванны, где грязь поддерживается искусственно в бетонных резервуарах. К этому времени давление во всех шинах стравили до 2 атмосфер. Оказывается, что в ЮАР это считается давлением для бездорожья. Странные люди эти африканцы!
Поведение Nokian RockProof, как и ожидалось, очень похоже на Mud-Terrain первой формации. В лайтовой грязи он просто едет. Прогнозируемо и не испытывая затруднений. В накаченном состоянии и в густой грязи самоочищение происходит неохотно, чего и следовало ожидать, но стоит чуть-чуть попасть в водичку, как протектор чист даже при небольшой пробуксовке.
В качестве заключения полигонного теста нас привели к закрытому ангару, в котором была устроена настоящая песочная ванна с сыпучим, не слежавшимся мелким песком. Ангар специально закрыт, чтобы песок сохранял свои свойства и не менялся в зависимости от осадков или солнца.
На песке тренировочно-тестовый процесс происходил в виде попыток проехать ходом, внатяг, с резким торможением и с резким стартом после торможения. RockProof не показал заоблачных результатов, но при наличии малейшего представления, как правильно ехать по песку, шины тащат автомобиль без проблем. Это касается и старта после томожения «в пол» и закапывания передних колес на РЭМе. РЭМ вообще стал лакмусовой бумажкой благодаря отсутствию помощников.
Поиски Большой Пятерки и асфальт-трип
Встать в половине пятого утра, погрузиться в полумраке в автомобили и стартовать в национальный парк — это какой-то сюр. Даже немного завидуешь туристам, которых овощами грузят в специальные повозки с высокими бортами, где можно подремать еще пол-часика.
Реальный оффроуд начинается прямо за воротами нацпарка. Слоны тут были совсем недавно и оставили недвусмысленные следы. Самих слонов так и не нашли, хотя рейнжер возил нас даже по закрытым для обычных посетителей дорогам. Зато получилось покататься по слегка внедорожным маршрутам с постоянными мини-бродами, лужами и даже слегка триальными моментами.
Естественно, что вся поездка по нацпарку это уже был не тест, а практическое применение внедорожной резины. Наравне с МТ ехал и Дефендер на АТ, а чуть в сторону от наших маршрутов, по нацпарку шли асфальтированные дороги с «пузотерками» и кроссоверами на них.
Львов мы не нашли. В отличие от нас «рыжие» не интересовались новыми шинами и прятались в высокой траве. Зато травоядных увидели достаточно. Рогатые настолько осмелели, что проезжающая мимо машина даже не провоцировала их уйти с проезжей части. Ну едут очередные туристы, а я тут живу...
Жирафы неохотно взирали свысока на наши попытки что-то увидеть, видимо смеялись, но держали себя в руках. Или в копытах. У нас же впереди было около трех часов асфальтовых дорог по пути в Йоханнесбург и по дороге предстояло пройти последний тест — поведение на асфальте, а главное — уровень шума.
Пытаться понять, насколько шумят шины Nokian RockProof в кабине РЭМа или Дефендера, это все равно, что пытаться бегать рядом с антилопами. А вот в кабине Toyota Fortuner самое оно — автомобиль достаточно тихий и шум грязевого протектора сразу дает о себе знать.
Уровень шума интересовал друзей больше всего и теперь могу честно сказать: он есть! Но, вспоминая самолетный гул КМ1, Nokian шумит относительно тихо. Звук не назойливый, не противный, но присутствует. Когда притрется возможно станет тише. Если сравнивать по уровню шума, то можно вполне сопоставлять с шинами GoodYear MT/R или даже Duratrac.
Выводы короткого путешествия
Давайте будем правильно воспринимать рыночное обозначение Mud-Terrain. По большому счету, и АТ и МТ это универсальные шины пригодные для различного применения. Разница лишь в том, что АТ больше асфальтовые и для твердых грунтов, а МТ больше грунтовая и внедорожная. Реальная «грязевая» резина, это, например, Simex или его аналоги. То есть то, на чем по асфальту ад, но в грязи реально едет и прощает ошибки.
Nokian RockProof — это еще один универсал с уклоном на внедорожное применение от известного производителя шин. Очень неплохой универсал, который скорее всего сведет на нет неудачу с предыдущей моделью МТ-шки. У RockProof есть все шансы найти место в wish-листах любителей испачкать свои сапоги.
Интересным оказался опыт по снижению давления до адекватных для России 0,5 атмосфер. Ожидали, что на половине атмосферы шина сплющится под весом Toyota Fortuner, но ожидания не оправдались.
На этом давлении можно вполне адекватно ехать, а чтобы реально лечь на обод, придется довести давление до 0,2 атмосфер, а может и меньше. В сетях пошутили, что Nokian сделали внедорожные шины с аналогом технологии RunFlat.
Остается открытым вопрос поведения шин Nokian RockProof на российском бездорожье — в колее, в глине, на черноземе. По логике, они должны быть точно не хуже, чем были весьма популярные Mud-Terrain KM1 от BFG. Также остается открытым вопрос ходимости шин и нормального пробега на одном комплекте с учетом асфальтовых прохватов на доездах.
Журнал OffRoadClub.Ru обязательно опубликует результаты реальных тестов шин Nokian RockProof на российском бездорожье. Это будет хороший экспириенс и нам самим интересно, как российские шины с финской родословной будут покорять просторы нашей необъятной Родины.
Я лично надеюсь, что RockProof станет хорошей заменой той самой BFG MT KM1, к которой мы привыкли и которую заменила более близкая к АТ-шке модель КМ2. Не менее интересно будет сравнить и со стремительно набирающей популярность моделью GoodYear Wrangler MT/R.
В плюс Nokian RockProof можно занести и возможность ошиповки, которая предусмотрена конструкцией блоков протектора и не присутствует у ближайшего конкурента Wrangler MT/R.
В любом случае, несмотря на некоторые проявления кризиса в стане оффроуда, Nokian радуют нас появлением очень интересной модели внедорожных шин. Значит, не все потеряно!
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (0)