рейтинг
1
Добавлено 12.02.17
Лапландия 2017Путешествие на Соболь 4х4: Финляндия и Норвегия зимой22.01.17 - 27.01.17
|
путешествие
Россия
Телефон: +7 926 210 16 61
E-mail: press@off-road-club.ru
Сайт: http://offroadclub.ru
|
Контактное лицо:
Михаил Рябинин
Сложность маршрута: легкое бездорожье
Количество дней: неделя
Машины: Соболь 4х4
В тот момент, когда коллеги паковали вещи, готовясь к тестам новых зимних шин Nokian Hakkapeliitta 9, в редакции журнала OffRoadClub.Ru ставили на боевой Соболь 4х4 предыдущую модель Hakkapeliitta 8 SUV. Это лучший способ понять изменения в новинке, сравнив их в одинаковых условиях ледяных дорог Заполярья.
Все путешествие по Финляндии и Норвегии стало одним большим тестом: шины Nokian Hakkapeliita, новый силовой бампер РИФ с двумя калитками, навигатор Garmin Montana 680 с Глонасс в северных широтах, автономный отопитель Eberspaecher Airtop в неутепленном микроавтобусе. И, конечно, хотелось увидеть фьорды зимой не с борта ледокола, а из окна автомобиля и понять, стоит ли путешествовать по ним в зимнее время.
Путешествие по зимней Финляндии
Чем дальше удаляемся от Хельсинки на Север, тем ниже падает температура. Прямо на глазах она опускается от +5 до -5, а впереди по прогнозам до -20. Чистый и мокрый асфальт медленно изменился на вымороженный, а потом и на обледенелый. Представьте себе лед на дороге и ограничение скорости 100 км/ч, которое означает, что все, кроме тебя, едут с этой скоростью и ты им мешаешь. Не расслабляться!
Дороги чистят хорошо. Гранитной крошкой посыпаны только дороги в населенных пунктах. В остальном — лед, но все повороты плавные, а перед опасными местами заранее выставлено ограничение скорости. Если стоит 80 км/ч, то это гарантирует, что ты впишешься на этой скорости. Естественно, при условии, что едешь ты на хороших шинах, а не на «всесезонке». В Финляндии с шинами не шутят. По-крайней мере в ее северной части, где перепады до -40.
У хороших шин есть один огромный недостаток — они слишком расслабляют. Понимаешь, что Хаккапелита уверенно гребет и тормозит даже на льду и начинаешь ворон считать. Потом поворот, а ты чуть превысил и уже приходится ловить автомобиль. Зима не прощает ошибок и надо всегда помнить, что под колесами лед.
Путешествовать по зимним дорогам Финляндии интересно, но надолго не хватает. Вокруг все занесено снегом, маленьких дорожек к интересным местам нет — их просто не чистят зимой, многие туристические места и ресторанчики не работают. Радует только особенное ощущение морозного запустения. Словно вчера люди только были тут, а сегодня наступил ледниковый период.
Чем ближе к полюсу, тем меньше световой день. На равнинной местности это ощущается не так сильно, но чем выше горы, тем больше проваливаешься в тень от низкого северного солнца. Отправляясь в путешествие в эти места надо знать, что посмотреть что-то и сфотографировать, можно лишь выехав чуть пораньше. После трех часов солнце падает и наступают сумерки. Это большой минус путешествий на Север зимой и надо быть к нему готовым. При пробегах больше 300 километров вам часто придется двигаться именно в сумерках или в темноте.
Бронировать отели в Финляндии зимой стоит заранее. На мотели и кемпинги зимой лучше не рассчитывать, так как большая их часть попросту закрыта. Если ваш автомобиль рассчитан на ночевку в нем, то можно встать в любом «кармане» для остановки и отдыха. Почти все они вдали от дороги, а Финляндия — одна из безопасных стран. Те парковочные зоны, где нельзя стоять кемперам, обозначены соответствующим знаком и их очень мало.
Перед выездом установили в Соболь автономный воздушный отопитель Eberspaecher Airtronic мощностью 2 киловатта. Много людей писали, что их будет недостаточно для обогрева салона. На деле оказалось, что «Эбер» способен поддерживать комфортную температуру даже при том, что Соболь наполовину внутри «гол» и блестит крашеным железом. После утепления 2кВт будет вполне достаточно для обогрева салона, а при температурах ниже 30 надо оставлять двигатель заведенным на ночь, так что будет помощь и от него.
Заправки и топливо в Финляндии и Норвегии
Большая часть заправок в Финляндии и в Норвегии работает в автоматическом режиме. В частности, это касается заправок вдали от больших городов. Чтобы заправиться, необходимо вставить карту, ввести пин-код, указать номер заправки и максимальную сумму заправки. Можно вводить большую сумму, чем вы планируете заправиться, так как с карты будет снята фактическая сумма заправки, а это всего лишь ограничение максимальной суммы.
Дизельные раздаточные колонки имеют указание температурного диапазона эксплуатации солярки. Например -32/-37 градусов, что означает нижнюю температуру нормальной эксплуатации и температуру, при которой дизельное топливо перестанет фильтроваться и поступать в двигатель. Для более низких температур лучше иметь запас антигеля, но в Финляндии -40 — это редкость и длится не слишком долго.
Стоимость топлива выше, чем в Европе в целом, но не заоблачная. За все время нашего путешествия цена дизельного топлива составляла в среднем 1,35 евро за литр. Это самая большая статья затрат путешествия по Северу Скандинавии. Еще дороговато есть в ресторанах, но множество магазинов в населенных пунктах не оставят вас голодными на 146%.
Обязательно закачайте в свой навигатор или в смартфон POI (точки интереса) заправок в Финляндии, если у вас их нет. В некоторых случаях в Финляндии есть много заправок на маленьких дорогах, а если ехать по скоростному шоссе, то их не будет вообще в течение нескольких десятков километров. Если они критичные, то надо сворачивать к поселкам и городкам.
Расход Соболя 4х4 с двигателем Cummins 2.8 и с учетом периодического включения автономного подогревателя, составил меньше 11 литров. Это чистый расход, измеряемый нами по пробегу тарированного одометра с погрешностью 2-3% и количеством заправляемого топлива.
Еще одна особенность, что в России в бак помещается больше топлива, чем в Финляндии. То ли пенится оно меньше у нас, то ли на разливе топлива у нас работают те, кого во времена СССР сотрудники ОБХСС сажали за их умелые ручки. Но, этот вопрос оставим органам контроля и прокуратуре.
Зимняя Норвегия
Между Финляндией и Норвегией, оказывается, есть граница. Конечно, она номинальная, но нас остановили и попросили показать багажник на предмет, что мы не везем алкоголь и сигареты.
За нами остановили еще один микроавтобус с финскими номерами. Видимо, финны все же везут не только из Таллина алкоголь, но и в Норвегию периодически таскают «золотые» напитки.
Достаточно отъехать от границы на Север, как пейзаж вокруг меняется. Север Норвегии сильно отличается от севера Финляндии, здесь начинаются горы. Самые настоящие, с перевалами и горными серпантинами которые, кстати, тоже радуют дорогами покрытыми льдом или укатанным снегом. Особенно осторожнее стоит быть при движении по серпантинам, чтобы выехавший из-за поворота грузовик не стал сюрпризом на узком разъезде.
Пейзажи за окном автомобиля меняются на глазах. Горные ущелья, заваленные снегом вершины, расщелины и незамерзающие реки внизу. Фотоаппарат не хочется убирать, но смотровых площадок на дорогах почти не предусмотрено, только зоны остановки для отдыха и ремонта. Вид с них не самый лучший, какой хотелось бы.
Если в Финляндии было мало времени на осмотр достопримечательностей, то в Норвегии его еще меньше. Низкое зимнее солнце не может перешагнуть горы и многие места лежат в тени. Из-за этого же стоит солнцу чуть-чуть опуститься, как фьорды затягивает мглой и фотографий уже не получается. У вас всего 3-4 светлых часа в день, а для остального только светосильная оптика и плоская картинка.
Фьорды зимой живописны, но снова та же проблема отсутствия фототочек, а остановки с их высокими сугробами мало подходят для красивых остановок или надо карабкаться наверх. Съездов к воде нет, сильно дует ветер и метет снег. Специально ехать ради них ехать точно не стоит. По крайней мере, мне так кажется.
В Норвегии я наконец разобрался с проблемами моего навигатора Garmin Montana 680t. Сигнал навигатор ловил отлично везде, кроме глубоких ущелий, но карта Европы никак не хотела ставиться, хотя на предыдущей модели 650t работала на отлично.
Оказалось все просто — я пытался установить карту с поддержкой устройств Unicode, что не подходит для Монтаны. Карту поменяли и все заработало. Кстати, ведение по маршруту по Европе у Монтаны достаточно адекватное, хотя чаще говорят обратное. Ну и я в очередной раз понял, что ехать без привычного «туристика» по смартфону для меня слишком проблематично, а планшет предательски отказался заряжаться.
В планах посещения Норвегии была попытка прорваться на мыс Нордкап, но для этого пришлось бы потратить еще один день, которого у нас не было — нас уже ждали в Финляндии. Попытка прорваться через горы от одного фьорда до другого через перевал не увенчалась успехом из-за закрытой дороги. Начиналась метель и мы развернулись, не зная, что впереди нас еще ждут приключения. Опасные, но увлекательные.
Силовой обвес не для игр
Передний силовой бампер уже неоднократно испытали в пустыне Гоби, в песках карьеров, а теперь и в снегах Скандинавии. Если бы не передний силовик, то Соболь остался бы надолго заметенным в пурге, а потом пришлось бы эвакуировать его в Россию для ремонта. Подробнее все уже описал в отдельной статье про наши приключения по дороге в Ивало.
Задний силовик с двумя калитками поставили прямо перед выездом и даже не успели установить кронштейн для двух канистр вместо одной из запасок. Зато теперь Соболь полностью соответствует регламенту ралли-рейдов для пресс-экипажей и имеет две запаски, которые не сокращают место в багажнике.
Ширина Соболя позволяет свободно ставить два колеса на калитки и при этом задние фонари отлично просматриваются и сзади, и сзади под углом. Единственное, что приходится менять местами, это номерной знак, который закрепили на специальный кронштейн для рифовских калиток.
Остается установить экспедиционный багажник, который уже в работе инженеров завода РИФ и можно ехать в ГАИ для легализации рейдового «броневика» для путешествий и сопровождения команды ГАЗ Рейд Спорт.
В Финляндии запаски оказались ни к чему. Дороги «чистые», а наши шины даже после издевательств при попытке выехать с обочины, оплавленные и потертые, удержали все шипы на месте и продолжали отлично держать дорогу. Я слышал истории, что Хаккапелита теряет шипы, возможно это следствие неправильно обкатки. Многие не знают, что зимние шипованные шины надо обкатывать 400-600 километров без резких ускорений и торможений.
Hakkapeliitta способна удивлять
У восьмерки есть особенность — ее легко отправить в боковой снос, но при этом поведение автомобиля остается прогнозируемым и управляемым. На скользких поворотах, на круговом движении забавно бросать Соболя в занос и получать удовольствие. Главное — не пугать других водителей летящим в заносе русским автобусом, хотя финны и сами не против иногда педальку поднажать. Не даром из этой страны выходят одни из лучших гонщиков.
Новая Hakkapeliitta 9 ошиповывается двумя типами шипов — одни работают для улучшения сцепления на прямой, а вторые при боковом сносе. Одно дело услышать это на презентации, а другое проверить в деле, ведь только что я ехал на предыдущей модели, которая имеет свойство ползти вбок, пусть и при превышении скорости в повороте.
Девятка реально едет так, что в поворотах вгрызается в лед и боковой снос намного меньше, чем у предыдущей серии. В этом мы смогли убедиться по полной, когда нам дали карт-бланш ездить как хотим из-за нашей пилотессы Татьяны Елисеевой, мнение которой было очень ценным, а опыт вождения пригодился как никогда.
Впечатления — сумасшедшие. Ставишь машину и так, и так, и задним бампером причесываешь сугробы, и бросаешь как студент в сторону, ловя момент ухода с траектории. В общем, развлекались как могли. Поведение Хаккапелиты 9 на льду просто отличное. Гарантировано, что это будет отличная замена восьмерки.
Nokian Hakkapeliitta 9 получила множество новшеств. Новый состав резины, новая конструкция боковины, новая форма шипов двух видов. Восьмая модель еще будет производиться некоторое время, а вот Hakkapeliitta 7, а точнее ее форма, перейдет на производство более бюджетных шин Nordman 7. Шины Нордман внешне похожи на своего старшего собрата, но по составу резины упрощены.
Есть и негатив... Hakkapeliitta 9 будет стоить примерно на 10% дороже, чем 8. При том, что шины Нокиан и так не самые дешевые. Но это топ-сегмент, который выбирают те, кто не привык экономить на безопасности, а пожизненная гарантия дает уверенность, что шины прослужат долго.
На чем путешествовать по Скандинавии
В общей сложности на Соболе 4х4 мы проделали 5 с копейками тысяч километров. После Шелкового Пути это детский лепет, но в режиме путешествия второй выезд и вдвое больше предыдущего. Однозначно для путешествий микроавтобус выигрывает комфортом и простором, а когда он внедорожный, то открываются перспективы приключений, о которых на недоприводе даже не задумался бы.
Ехать по Финляндии и Норвегии можно на любом автомобиле — дороги там отличные везде, а грунтовки либо очищены от снега, либо на них не въехать даже на тракторе. Даже попав в пургу на основных магистралях, надо просто подождать и обязательно появится снегоуборщик. Местные, уткнувшись в переметы, которые нельзя переехать, вызывают помощь. Цивилизация.
В летнее время в Финляндии и Норвегии работает множество кемпингов и отправляясь в путь на микроавтобусе или на легковушке с палаткой можно неплохо сэкономить на проживании. Летом путешествует по Скандинавии множество людей, а зима остается уделом «избранных». Потратить достаточно много денег и времени на путешествие, в котором много времени вы проведете в темноте и без возможности съехать с дороги — не лучшее время для путешествий.
Однако, все постигается на личном опыте и если хочется, то отправляйтесь в путь...
Посмотреть все работы по проекту: |
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (0)